Поиск:
 

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»

НИА-Камчатка

«Чтобы турист вновь захотел вернуться»

Как сделать так, чтобы бизнес был заинтересован в участии в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», а россияне все активнее путешествовали по родной стране?

Перед федеральной и региональной властью стоит серьезная задача поддержать миссию нацпроекта. Природа перспективных территорий должна быть защищена и сохранена.

Сегодня рынок туризма в мире составляет 1,5 трлн долларов США, доля Россия в этой цифре - всего – 1%, а США – 14% - такие цифры приводит вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко, курирующий развитие туристической отрасли в стране. Как замечает Чернышенко, почти 60% населения России даже не выезжают за пределы своего региона. По мнению вице-премьера, вся беда в том, что россияне даже не знают потенциальные туристические возможности разных уголков России, да и привычка путешествовать по собственной стране еще мало выработана, зато мы входим в пятерку лидеров по выездному туризму. Ежегодно россияне тратят на свой зарубежный отдых около 36 млрд долларов США. А лучше, чтобы эти деньги оставались внутри страны. Собственно, этому способствовала пандемия: границы оказались на замке, и мы сами попали в ситуацию, когда стоит развиваться самостоятельно.

 

Так что идея нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» оказалась как нельзя кстати. Подсчеты таковы: к 2030 году благодаря этому нацпроекту количество турпоездок по стране должно вырасти до 140 млн (в 2019 году цифра составляла 65 млн). А еще нацпроект даст рост числа рабочих мест (с 2,5 млн человек в 2019 году до 4,7 млн в 2030 году) и увеличение в 2 раза экспорта туристических услуг (с 11 млрд долларов в 2019 году до 22,5 млрд долларов в 2030 году).

Глава корпорации «Туризм. РФ» Сергей Суханов замечает, что пока в России действительно есть недостаток качественной туристической инфраструктуры, так что есть над чем работать. Если взять отельный бизнес, то в США - 5,5 миллионов гостиничных номеров, а в России - всего 992 тысячи.

Так что бизнесу новый национальный проект уже интересен: отельеры, владельцы туристических курортов в регионах уже высказывают готовность вкладываться. Инвесторы, безусловно, ждут и поддержки от государства, но в этом случае она точно будет: уже решено, что федеральный и региональный бюджеты страны дадут в общей сложности более 600 млрд рублей на развитие внутреннего туризма. Ну а от бизнеса ожидается до 2,5 трлн рублей вложений.

В этой сфере есть где развернуться: стоит задача развивать дальние территории, и многие регионы уже активно проявляют интерес к поставленной задаче. И это понятно: развитие инфраструктуры и приток туристов дадут новый толчок подъему местных экономик.

 

Наконец, еще одна явная причина перспективности этого направления - бурное развитие экотуризма во всем мире, и Россия явно не хочет отставать, благо у нас много мест, которые достойны того, чтобы принимать туристов. Еще в 2018 году на международной конференции «Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России», которая проходила на курорте «Роза Хутор», ведущие специалисты отрасли отмечали, что экотуризм в России можно сделать таким же прибыльным и цивилизованным, как за рубежом. А основные задачи в этом – улучшать логистику, активно продвигать туристические объекты и направления. А еще — отучать человека от потребительского отношения к природе.

Это касается не только самих туристов, но и власти и бизнеса на местах. Производствам, наносящие вред окружающей среде, не место рядом с уникальными природными объектами, которые имеют перспективу стать туристическими точками. Можно услышать мнение, что развитие туризма несовместимо с защитой природы, однако эксперты отрасли, да и даже экологи, считают иначе: именно благодаря развитию экологического туризма задача защиты местных экосистем решается успешнее, заповедники и парки получают возможность зарабатывать, а источником средств и становится экотуризм.

 

«Туриста должно окружать целостное, современное пространство, где он получит массу впечатлений и захочет вернуться вновь», – убеждена руководитель Ростуризма Зарина Догузова. К этому и стремимся. В рамках нацпроекта будет построено 582 объекта – гостиницы, санатории, а еще горнолыжные, бальнеологические, развлекательные и пляжные комплексы. В первую очередь, уже стоят задачи вложить средства в развитие таких перспективных с точки зрения туризма регионов, как Краснодарский край, Кавказ, Камчатка, Сахалин, Калининградская область, ряд областей Центральной России.

Собственно, задача - стимулировать участие бизнеса в строительстве отелей, организации новых экомаршрутов, обустройстве городской и природной среды. И инвесторов будут стимулировать: например, в нацпроекте предусмотрено льготное кредитование туристического бизнеса по ставке 3-5% годовых. Заработает программа субсидирования туристических чартеров, что снизит стоимость поездок. Будет также работать софинансирование строительства обеспечивающей инфраструктуры (в частности, дорог, инженерных коммуникаций). Дмитрий Чернышенко, кстати, замечает, что туристический нацпроект будет интересен не только крупным игрокам, но и даже среднему и малому бизнесу: «Нужно просто не мешать. Создать эффективные, прозрачные условия, защитить от бюрократии и административного беспредела, дать доступные кредиты».

Инвесторы, естественно, надеются, что их инвестиции будут возвратны, и они получат максимальную коммерческую выгоду. Для этого нужно, чтобы будущие туристические объекты работали, привлекали туристов и приносили прибыль. Ну а это возможно, опять же, при стечении многих обстоятельств, одних вложений средств мало. Нужно еще, чтобы и сам регион давал отдачу, обеспечивая рост интереса туристов к своей территории. «В России, как и в мире, есть очень много уникальных живописных мест, достойных любования. Но есть еще и конкретные экономические интересы -и у бизнеса, и у местной власти. Как ни странно, но это естественно, деньги интересуют людей подчас больше, чем дикая природа и тем более проблемы ее сохранения. А значит, надо объединять эти интересы. Сбережение природы будет успешным, если сделать эту задачу еще и экономически выгодной – для всех, кто в этом задействован. И для местных жителей, и для власти, и для бизнеса, и для туристов и туристической отрасли», - считает экономист Виталий Капылин.

Возвращаясь к разговору о многих уникальных природных местах, которыми может гордиться Россия, нельзя не сказать, что если потенциально эти территории действительно прибыльны – с точки зрения развития туризма, то на практике часто все упирается в местные условия, и в состояние окружающей среды в том числе. Будет ли бизнес вкладываться в регион, или в проект, если есть подозрения, что дело не выгорит – и в том числе из-за нарушений экологии? Отметим, что Ассоциация по безопасности объектов туристской индустрии «Безопасность туризма» уже обратилась к Дмитрию Чернышенко с предложением с целью повышения туристической и инвестиционной привлекательности территорий субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос учета уровня безопасности при составлении рейтинга субъектов Российской Федерации в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

 

Как отмечают в Ассоциации, «на инвестиционную и туристическую привлекательность активное влияние оказывает уровень безопасности, рисков и угроз, в том числе экологического, криминогенного и техногенного характера. Инвестору требуются гарантии возвратности и окупаемости вложенных инвесторами средств».  Вообще, в мире, с учетом возрастающей конкуренции на глобальных туристических рынках практика рейтингования стран по уровню безопасности туризма получила широкое распространение. В итоге, по данным Всемирного экономического форума, по показателю «безопасность туризма» Россия занимает далекое 109 место среди 200 стран!

Неблагоприятная экологическая обстановка – один из тех рисков, которые могут останавливать бизнес в желании инвестировать средства. И по иронии судьбы, такая ситуация складывается именно в тех регионах, где правительство ставит целью развивать туризм. В частности, остро стоит вопрос о защите экологии в Свердловской, Челябинской, Иркутской, Нижегородской, Оренбургской, Тульской и Московской областях, а также в Республике Саха, Красноярском и Забайкальском краях, - таковы данные, составленные общественной организацией «Зеленый патруль» и Национальным экологическим корпусом.

Причины самые разные. Иркутская область страдает от массовой вырубки лесов – тут ежегодно уничтожается до 1,4 млн га леса! Байкал, хоть и избавился наконец от главного врага экологии на своей территории, - целлюлозно-бумажного комбината, все еще страдает от последствий, а также загрязнения мусором и браконьерства. Финский залив и Балтийское море тоже загрязнены- сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, вода здесь перенасыщена азотом и фосфором. Красноярск уже много раз буквально стоял на грани экологической катастрофы: здесь масса вредных производств. Река Ока в Московской области, крупнейший приток Волги, несет в своих водах самые разные химические отходы (здесь активно развита химическая промышленность, в том числе даже синильную кислоту, карбонил хлорид, диоксины, окись мышьяка.

 

На Камчатке грунт и воду в местных нерестовых реках отравляют горнодобывающие предприятия. Кстати, одно из них, «Тревожное зарево» (ныне ТСГ «Асача»), которое уже несколько лет активно работает на Асачинском месторождении, намерено разрабатывать и новое Родниковое месторождение, уже начав тут разведку. Однако рядом будет создан крупный международного уровня туристический кластер «Парк Три вулкана», и подобное соседство не просто неприятно, но и опасно. Вообще, как отмечают экологи, загрязнение рек и грунтовых вод – одно из самых опасных вариантов нанесения вреда природе и человеку. Вредные вещества попадают в водоемы вместе с хозяйственно-бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными стоками. Очистные сооружения обычно не справляются на сто процентов. Кстати, по данным специалистов Росгидромета, которые ежегодно проверяют состояние водоемов в России, выявляется превышение содержания в воде 32 веществ промышленного происхождения, причем 60% - взвешенные вещества (аммонийный и нитритный азот, марганец), еще около 30% — тяжелые металлы (ртуть, кадмий, молибден) и плавающие примеси (нефтепродукты, жиры, масла). Промышленные предприятия загрязняют и почву, в нее попадают тяжелые металлы: цинк, кадмий, свинец, ртуть, никель.

 

В случае Камчатки в реки (когда-то славящиеся богатейшими урожаями лосося, но сегодня рыба все хуже идет на нерест) и в грунт попадают еще и цианиды, ведь золотодобывающие предприятия используют цианистый натрий при добыче драгметалла. ТСГ «Асача», в частности, уже многие годы платит штрафы по судебным решениям за нарушения природоохранного законодательства, но воз и ныне там: очистные сооружения компании не справляются с нагрузкой, не строятся новые очистные объекты. Камчатская природа не выдерживает подобной нагрузки: реки мутнеют, рыба уходит, а медведи, оголодавшие от отсутствия естественной пищи, даже выходят к людям, создавая реальную опасность. Непростительная расточительность и небрежность к природе уникального края, который президент России Владимир Путин называет «жемчужиной нашей страны»

Наконец, не будем забывать, что успех бизнеса и его заинтересованность – в перспективе. У золотодобытчиков такой перспективы нет: как только золотые запасы месторождения иссякнут, они уходят с разработанных территорий, и к будущему этого места горнодобытчики равнодушны. Кстати, и сама золотодобыча не такой уж прибыльный бизнес в том числе для экономики страны или региона. Да, в марте 2020 года на фоне пандемии коронавируса цена на золото резко взлетела. Весной 2021 года еще наблюдался рост цен на золото, но летом котировки на золото на нью-йоркской товарной фьючерсной бирже COMEX стали падать. А вот туристическая отрасль и внутренний туризм сегодня переживают второе рождение. И бизнес, и власти на местах отмечают, что туризм приносит действительно хороший и при этом стабильный доход, и этот сектор выгодно развивать.

И главное: туристические проекты приходят на территорию не просто надолго, а обычно навсегда, им интересно расти и предлагать клиенту все новые и новые услуги, радовать новинками и изюминкой, настоящий хозяин земли и своего дела никогда не останется равнодушен к развитию и самого региона. И наоборот, крупные устойчивые проекты, приносящие хороший доход в местные бюджеты и способствующие развитию местной инфраструктуры, появлению новых рабочих мест, всегда будут интересны местной власти.

Безусловно, подобный контраст - между уникальными природными условиями перспективных туристических регионов и подобной разрушающей деятельностью местных предприятий – может отпугивать будущих инвесторов-участников туристического нацпроекта. В интересах как федеральной власти, так и регионов обеспечить успешное вложение средств в реализацию планов развития внутреннего туризма, а значит, надо ставить заслон подобным предприятиям, остановив продолжающееся уничтожение дикой природы.

 

Стоит напомнить, что еще в прошлом году Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» отметил необходимость, в том числе, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза, и ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов заявил, что в новой стратегии социально-экономического развития Камчатки главным станет ориентация на экологию: «Экология должна стать красной нитью, которая сошьет отдельные направления для главной задачи – сохранить ту природу, которая нас окружает, раскрыть ее для жителей Камчатки и для приезжающих, рассказать про нее максимальному количеству людей». нарушений природоохранного законодательства, все же будут реализованы.

Как отмечает замглавы Ростуризма Григорий Прокуронов, первые основные целевые показатели нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — трехкратный рост количества поездок граждан РФ по своей стране и увеличение вклада туротрасли в ВВП страны. Этого можно будет добиться при консолидации усилий всех заинтересованных сторон.

 

Материал с сайта tourbus.ru.

Фотоэкскурсия по Камчатке (Автор фото: Сергей Колтович «Авиакомпания Камчатка»)