Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин: «Бизнес почувствовал вкус к созданию туристской инфраструктуры на Камчатке»НИА-Камчатка
О начавшейся в регионе лососевой путине, перспективах развития туристской сферы, возможностях продвижения на международном рынке местных продуктов в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. - Владимир Иванович, на Камчатке стартовала лососевая путина. Какой прогноз вылова лососей для Камчатки после прошлого рекордного года? - Наука прогнозирует, что в этом году рыбаки Камчатки смогут выловить порядка 320 тысяч тонн тихоокеанских лососей. Это, конечно, меньше, чем в 2018 году, когда лососевая путина стала рекордной за всю историю наблюдений, начиная с 1906 года. Вместе с тем, прогноз неплохой, выше среднестатистического. Рыбачат и восточное, и западное побережья полуострова. В промысел край вошел традиционного успешно. В целом, я очень высоко оцениваю подготовку рыбопромышленного комплекса Камчатки к этой лососевой путине. В этом году власти Камчатки вместе с правоохранительными органами продолжают борьбу с браконьерством, этот вопрос отдельно обсуждался накануне старта "красной рыбалки". На охрану рек в регионе выйдут более 450 человек. Это сотрудники Росрыболовства, в том числе привлеченные из соседних регионов. Патрулировать реки будут также пограничники, полицейские, представители других силовых структур и общественники. Особое внимание - транспортировке незаконно выловленного лосося из мест промысла. Мы уже несколько лет выходим с предложениями приравнять к браконьерам перевозчиков рыбопродукции, на которую нет надлежащих документов. Эти люди обычно говорят, что лосось они "где-то нашли" ... Применить к ним какие-то меры невозможно, и эти, по сути, браконьеры, вывозящие очень большой объем лосося, остаются безнаказанными. Законодательство требует внесения изменений в этой части, это очень важно для нас. Что касается переработки лосося, то в субъекте создана первоклассная база береговых предприятий, и лидеры нашей рыбной отрасли вкладывают большие средства, чтобы ее развивать. Только в прошлом году были запущены три новых рыбопромышленных предприятия. Правительство Камчатского края заинтересовано в том, чтобы промышленники инвестировали "в берег" - создавали не только перерабатывающие, но и холодильные мощности. В прошлом году, повторюсь, рекордном по вылову лосося более чем за 110 лет, холодильных мощностей не хватило. Камчатские рыбопромышленники решают и вопросы, связанные с переработкой производственных отходов. Все современные заводы еще на стадии их проектирования предполагают фактически безотходное производство. Сегодня мощностей восточного и западного побережья хватает для переработки до двух тысяч тонн рыбных отходов в сутки. Безусловно, эти объемы будут расти. Для того, чтобы оперативно решались вопросы рыбопромышленников, которые работают на промысле лосося, мы пошли на беспрецедентное соглашение. На Камчатке, в том числе по моему настоянию, создана Ассоциация добытчиков лосося, которая, по сути, решает вопросы отрасли федерального масштаба. Возглавил ее бывший зампред краевого правительства, экс-министр рыбного хозяйства региона Владимир Галицын. В ассоциацию вошли порядка 40 компаний - основных добытчиков лосося в регионе, осваивающих примерно 90% от всех объемов, которые есть на Камчатке. И их мнение относительно развития отрасли обязательно должно учитываться. Мы, в свою очередь, обязательно введем членов ассоциации в Камчатский рыбохозяйственный совет для того, чтобы у властей и контролирующих органов было полное взаимодействие с рыбаками. - Как идет процесс реконструкции аэропортов в регионе? По плану ли реализуется проект строительства нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловска-Камчатского и какова ситуация с аэродромами в северных районах? - Что касается северных поселков, то для нас это непростой вопрос. Затянулся процесс, связанный с реконструкцией аэродромов в Палане и Оссоре. Но в Палане хотя бы действует взлетно-посадочная полоса, нам удалось довести ее строительство до конца, чтобы в Палану - административный центр Корякского округа - летали самолеты. Проблемной остается ситуация и в Оссоре Карагинского района. Спецстрой России в свое время не выполнил обязательств даже в части реконструкции полосы на этом аэродроме, который должен стать базовым на западном побережье Камчатки. И последующие два подрядчика со своей задачей не справились. Контракты с ними расторгнуты. Взлетно-посадочная полоса построена по сути на 40%. Но новые подрядчики не торопятся заходить на объект. Это отдаленный район, где в силу объективных причин очень непростая логистика. Росавиация гарантировала финансирование на завершение работ, и сейчас мы активно ищем подрядную организацию, которая могла бы закончить реконструкцию аэродрома. Что касается строительства аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловска-Камчатского, то все идет по плану. Этим проектом занимается холдинг "Аэропорты регионов", который намерен приступить к строительству здания нового аэровокзала в сентябре этого года. Причем инвестор увеличил объемы вложений в проект до 10-12 миллиардов рублей. Все, что касается федеральных обязательств в части строительства перрона и рулёжной дорожки аэродрома, которое завершится к моменту сдачи в эксплуатацию аэровокзального комплекса - средства есть. Задача Камчатского края - создать всю необходимую инфраструктуру: инженерные сети, подъездную дорогу. Эта работа синхронизирована, все идет в соответствии с существующими договоренностями и планами. Уверен, что на стыке 2021-2022 годов Камчатка получит новый аэровокзальный комплекс, так необходимый и жителям, и гостям нашего полуострова. - Не так давно в рамках одного из совещаний дальневосточных глав Вы озвучили предложения по продвижению экспортной продукции, производимой на Дальнем Востоке, в частности, на Камчатке. Расскажите о них подробнее. - В последние годы на Камчатке - всплеск развития производства питьевой воды, переработки местной рыбопродукции, дикоросов: папоротника, черемши, ягод и орехов, трав, из которых делают чай. Это экологически чистые продукты, которые пользуются спросом как у наших жителей, так и у иностранцев. И я предлагаю рассмотреть возможность продвижения камчатской продукции (как, впрочем, и продукции, которую выпускают наши дальневосточные соседи) через магазины беспошлинной торговли - дьюти-фри. Это даст возможность значительному количество людей, живущих на наших территориях, зарабатывать собирательством и переработкой полезных продуктов. В части продвижении этой продукции на зарубежные рынки нам, конечно, важна поддержка государства. Надеюсь, что мы ее получим. - Невозможно не упомянуть тему туризма. Каковы ожидания от работы отрасли в этом сезоне? - В 2018 г. наш регион посетили более 215 тысяч туристов, из них порядка 26 тысяч - иностранцы. Это значительное увеличение. На Камчатке разрастается туристская инфраструктура. Появляются новые маршруты, открываются новые гостиницы и хостелы: сейчас в крае уже порядка шести тысяч номеров - от люксовых до эконом-класса. В начале мая мы открыли сезонную круизную программу, в порт Петропавловска-Камчатского зашли уже более десяти лайнеров, в основном с иностранными туристами. Для них активно работает построенный пару лет назад морской вокзал. Этим летом в центре краевой столицы будет достроена экодеревня, завершится благоустройство парковой территории на Никольской сопке, возвышающейся над Петропавловском-Камчатским. Конечно, существует проблема транспортной доступности наиболее популярных среди гостей туристических объектов Камчатки: Кроноцкого заповедника, Долины Гейзеров, вулканов. Добраться до многих из них возможно только на вертолете. Изменчивая камчатская погода в любой момент может "задержать" туристов в труднодоступной местности. Это может серьезно скорректировать планы путешественников, ведь время пребывания на полуострове у них ограничено. Да и для знакомства с камчатскими красотами нужен не один день. Поэтому мы готовим предложения о продлении иностранцам электронной визы, образно говоря, на две недели. В Камчатском крае работает много мер поддержки инвесторов, которые вкладываются в турбизнес. И предприниматели понимают, что власть поддерживает их начинания. Только в рамках режима ТОР заявлено более 7 миллиардов рублей инвестиций в создание туристской инфраструктуры на Камчатке. Я рад, что сегодня бизнес почувствовал вкус к таким проектам. - В продолжение темы туризма - еще недавно разговоры об аналоге сочинской "Розы Хутор" на Камчатке казались фантастикой. Правда ли, что это проект готовится к реализации? - Действительно, владельцы сочинской "Розы Хутор" рассматривают Камчатку как перспективную территорию для создания круглогодичного курорта с обязательными элементами морских судозаходов. Кроме прочего инвесторы намерены использовать возможность строительства портовых сооружений в одной из бухт на побережье Камчатки. Проект грандиозный, комплексный, но при этом очень затратный. Его реализация потребует серьезных финансовых вложений, в том числе бюджетных, для создания инфраструктуры: дорог, причальных сооружений, коммунальных сетей. Это, конечно, должны делать власти. Мы не единожды обсуждали этот проект на разных площадках. Были озвучены предложения и самих владельцев "Розы Хутор", и представителей министерства транспорта РФ, и энергетиков, и Минобороны. Военные тоже пошли навстречу этому проекту, они согласны выделить необходимую землю для строительства объектов курорта. Думаю, что мы с владельцами проекта скоро сможем сделать какое-то заявление на этот счет. Желание реализовать проект есть у всех сторон, ведь камчатский курорт может стать не менее притягательным, чем "Роза Хутор" в Сочи. |