Поиск:
 

Иркутские политеховцы выиграли гран-при XVI Всероссийского архитектурного фестиваля «АрхБухта. Oblivion» в Байкальске

НИА-Камчатка

Ceg0 i8aIHsКоманду «Зиккурат» входят восемь политеховцев – это действующие архитекторы, инженеры, IT-специалисты, а также студенты София Соколовская, Александра Аношко и Никита Кривчиков.

Творческую группу объединяет желание экспериментировать с материалами, техническими новинками и стремление привнести новое в привычные вещи. История команды началась в 2018 году на хакатоне «Архипазл». Именно тогда к коллективу присоединился аспирант Института авиамашиностроения и транспорта Андрей Карсаков. Спустя год «Зиккурат» впервые принял участие в «АрхБухте». В 2020 году команда взяла гран-при, построив арку-трансформер.
Кроме того, жюри фестиваля «АрхБухта. Оblivion» определило тройку лидеров. На первом месте оказалась команда «Ступени творчества» с арт-объектом «FACETS OF LIFE». Авторы придумали инсталляцию в виде пяти расширяющихся арок, символизирующих накопление опыта и развитие.

Фестиваль организовал Клуб молодых архитекторов (КМА), основанный выпускниками ИРНИТУ. Мероприятие проходило 9-13 марта на площадке бывшего БЦБК при поддержке Центра развития Байкальского региона (БАЙКАЛ.ЦЕНТР). Это дочернее предприятие госкорпорации ВЭБ.РФ - собственника территории комбината. Руководство Центра планирует модернизировать промзону, поэтому предложило КМА провести фестиваль в Байкальске.

Авторы построили арт-объект «Монолит», в котором зашифрована информация об истории Байкальска и бывшего целлюлозно-бумажного комбината. Ожидается, что проект положит начало квесту по нестандартным достопримечательностям города.

По ее словам, обладателей гран-при отличали эффектная презентация, технологическая проработка и смысловое наполнение композиции «Монолит». Авторы создали алфавит, маски для социальных сетей, предложили планы по дальнейшей виртуализации и внедрению идеи в Байкальске.

Команду «Зиккурат» курирует выпускник ИРНИТУ, инженер-конструктор Андрей Карсаков. Он считает, что «Монолит» - это фундаментальный элемент прошлого, на котором строится будущее. Именно такой ответ на запрос тему Oblivion разработчики вложили в идею арт-объекта.

«Реалистичная часть арт-объекта внешне выглядит как бетонная плита, вкопанная глубоко в землю, но на самом деле всё несколько хитрее. Она выполнена из ячеистого деревянного каркаса, в нижние уровни которого залито около 200 кг бетона. Мы сделали это, чтобы сместить её центр тяжести в основание и придать устойчивость. Боковые панели каркаса обшили листами фанеры. Под бетон задекорирована конструкция, получившаяся с помощью фасадного покрытия.

По информации организатора, пятикурсницы Ольги Фоминой, «АрхБухта» объединила более 130 студентов, практикующих архитекторов и строителей из Иркутска, Москвы, Новосибирска и Самары. Они создавали арт-объекты из дерева, металла, пластика и цемента. Фестиваль посвятили теме Oblivion (забвение). Команды размышляли на тему переосмысления исторического и культурного кода Байкальска. Победителей «АрхБухты» определяли эксперты в области архитектуры, дизайна и креативных индустрий. Итогом работы стали 20 арт-объектов, которые, возможно, станут новыми точками притяжения в Байкальске.

«Нам было интересно провести форум на БЦБК. Старую заводскую площадку отличает особая атмосфера - здесь чувствуется мощь индустриальной среды. В фестивале участвовало политеховцев, особенно, первокурсников. Радует, что ребята с самого начала студенчества проявляют интерес к самостоятельному созданию арт-объектов. Это полезно для будущих архитекторов. Фестиваль также привлекает выпускников ИРНИТУ, часть из которых участвуют в нём ежегодно», - отметила Ольга. 

Виртуальная составляющая часть композиции реализована в программах Blender и Spark AR, предназначенной для создания AR-масок, используемых в социальной сети», - рассказал капитан команды.

Глубинный смысл инсталляции скрыт в гранях плиты. На одну из них нанесены исторические сведения о БЦБК, с которыми участники фестиваля познакомились на экскурсии по промзоне. На другой грани изображён космический корабль «Буран» - творение ученых из разных частей СССР. «Буран» - это своеобразное послание исследователей потомкам, «сокрытое за чертой реальности и призванное защитить их от забвения». Познакомиться с письмом можно при помощи QR-кода, ведущего на AR (Augmented Reality, технология дополненной реальности) маску для социальной сети, наведя её на грань «Монолита».

«На другой грани - грани будущего - мы продолжили космическую тему. Космос стирает границы между нами, даёт понять, что все мы - часть одного большого целого. Однако каждый может повлиять на общее изменчивое будущее.

В партнёрстве с «БАЙКАЛ.ЦЕНТР» мы хотим применить AR-технологию, чтобы рассказать жителям и гостям города об истории Байкальска, возможностях для его реновации. Созданный Центром мастер-план развития содержит много знаковых общественных мест, включая Музей бумажной архитектуры и Станцию зарядки электромобилей. Именно такие локации будут воссозданы в виртуальных сценах, спрятанных за реальными фасадами существующих зданий. А тот самый «Монолит» станет ключом для их открытия», - размышляет Андрей.

Второе место завоевала EX Flex, построившая «Общественную теплицу». Проект обозначает, что в городе с непростым экологическим прошлым можно заниматься разнообразной агротехникой, выращивая полезные ягоды и овощи. Третьей стала политеховская команда Lux Aeterna, придумавшая композицию «Страницы памяти». Арт-объект, выполненный в виде книги и стула одновременно, способен рассказать историю, перелистывая фанерные страницы.

Добавим, что в 2022 году «АрхБухту» поддержали представители администрации Байкальского муниципального образования, ИРО «Союз Архитекторов России», регионального творческого проекта «Голос улиц» и АНО «Живи на Байкале».

QR-код «Монолита» в приложении. 

Фотоэкскурсия по Камчатке (Автор фото: Сергей Колтович «Авиакомпания Камчатка»)